С о в е т ы  родителям: 
    Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок!
    Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
    Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.
    Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.
    Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком. 
    Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах. 
     Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…
     Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
    Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
    Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
    При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
7. Работайте только на «положительном подкреплении».
     При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
     Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
8. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
     Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
 
      Если ребенок гиперактивный...

- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».

- Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи.

- Избегайте повторения слов «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ».

- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени.

- Поддерживайте чёткий распорядок дня.

- Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна, должно соответствовать этому  распорядку.

- Избегайте, по возможности, скоплений людей.

- Пребывание в крупных магазинах, на рынках, оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

- Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 
        Если ребенок гипердинамичен...

- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

- Четко придерживайтесь режима дня.

- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.

- Организуйте целенаправленную активность через игру, имеющую смысл.

- Приобщайте к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.

- Приобщайте к командным играм, где он может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.

- Поощряйте за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

- Хвалите в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи.

- Это придаст ему уверенности в своих силах.

- Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.

- Учите сдерживать "бурлящие" эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ребенок, в зародыше.

- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.

- Если возникла необходимость отчитать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.

- Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.

- Следите за дисциплиной.

- Устраняйте влияние всепрощающих взрослых. 
       Если ребенок агрессивен...

- Любите и принимайте его таким, каков он есть.

- Предъявляя свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

- Гасите конфликт в зародыше, направляя его интерес в другое русло.

- Учите правильному общению со сверстниками, взрослыми.

- Расширяйте кругозор.

- Включайте в совместную деятельность, подчеркивая значимость в выполняемом.

- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на ней внимание.

- Установите строгий запрет на его агрессивные действия.

- Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.

- Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

      Бороться с агрессивностью нужно:

• Терпением. Самая большая добродетель, которая может быть у педагогов.

• Объяснением. Объясните, почему его поведение неправильно, будьте кратким.

• Отвлечением. Постарайтесь предложить ему что-нибудь более привлекательное, чем он пытается делать.

• Неторопливостью. Не спешите наказывать - подождите пока поступок повторится.

• Наградами. Если вы похвалили за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то это пробудет в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

        Если ребенок плохо запоминает...

• Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.

• При подготовке урока следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. Для того, чтобы запомнить текст, нужда прочесть его вслух.

• Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.

• Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.

• Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: 
     1. О чем или о ком говорится в тексте; 

     2. Что об этом говорится

• При запоминании пользуйтесь смысловыми: опорами, соотнесением и группировкой - кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.

• Готовить уроки следует сразу же в день объяснения материала, т.к. забывание активнее всего происходит в первые 24 часа.

• После математики учите литературу: память любит разнообразие.

• При подготовке день в день разделяйте во времени понимание и запоминание.

• Лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в 1 день.

• Учить нужно в определенное время, чтоб выработать режим.

• Перед сном повторить выученное. Не учите стихи по столбцам.

• Короткие заучите целиком, длинные по порциям.
      Если ребенок рассеян...

 • Принимайте его таким, каков он есть.

• Не ругайте за то, что он рассеян.

• Не ставьте его рабочий стол рядом с окном.

• Уберите с него посторонние предметы.

• Научите его планировать свою деятельность.

• При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами.

• Поддерживайте четкий распорядок дня.

• Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.

• Давайте только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения.

• Не отвлекайте его во время работы.

• Учите ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.

• Научите его вязать, шить, вышивать, выжигать и т.п., т.к. эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.

• Поручайте ему ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели.

• В случае необходимости осторожно направляйте его.

Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу.

• Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.  

 

     Если ребенок медлителен...

 • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

• Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.

• Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.

• Никогда не позволяйте работать ребенку "на время".

• Временной цейтнот категорически противопоказан.

• Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах.

• Работайте с ним на "положительном подкреплении": при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните.

• Всегда создавайте ситуацию успеха.

• Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время на "раскачку".

• Используйте приемы опережающего воздействия.

• Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.

• Привыкайте к совместной деятельности.

• Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.

• Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.

• Вырабатывайте у ребенка чувство времени.

• Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.

• Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.