Федеральный Государственный Образовательный Стандарт


          Уважаемые родители!


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (1-е классы) переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

С целью информирования общественности на школьных родительских собраниях, родителей будущих первоклассников проводится разъяснительная работа.

    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте:
Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html .
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .


    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

  Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

   Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
в современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

   Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

   Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.


Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

   Продолжительность уроков в начальной школе:

в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

   Продолжительность учебного года:
 
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.

  Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.

     Первоклассники нового стандарта
Пожалуй, в этом году количество тревожных сообщений побило все рекорды, и это связано с тем, что с 1 сентября в первых классах всех без исключения школ вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт. Множество домыслов и скоропалительных выводов наводнило страну, в первую очередь родительское сообщество. Авторы ФГОС уже несколько месяцев вынуждены «гастролировать» по регионам, чтобы объяснить, что такое этот самый стандарт и с чем его едят. На главный вопрос они отвечают однозначно: платным образование не станет.
- Все, что будет стоять в учебном плане, - бесплатно. Все, что будет стоять в плане внеурочной деятельности, - бесплатно, - рассказала нашему корреспонденту директор департамента общего образования федерального Минобрнауки Елена Низиенко. - Причем я могу точно сказать, что максимально установленное стандартом количество учебных часов превышает то, которое было до сих пор. Абсолютно все привычные предметы будут бесплатны для всех. Деньги придется платить лишь в том случае, если вы, к примеру, желаете вырастить полиглота и вместо одного-двух языков учить его пяти-шести.

Выходит, что набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не отличается от привычной программы начальных классов — математика, русский язык, иинформатика, литературное чтение, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология (труд) и физическая культура. Стоит отметить и то, что обязательной является внеурочная деятельность — занятия в кружках и секциях, организованных либо на базе школы, либо в сторонних организациях по договору.

Предполагается, что это будет занимать до 10 часов в неделю, то есть 2 часа в день. Авторы стандарта отмечают, что в сельских, малокомплектных школах количество внеурочных часов может оказаться несколько меньше. Определять учебный план и содержание занятий образовательные учреждения должны будут самостоятельно.

- У кого-то, возможно, сложилось мнение, что ФГОС ограничивает школы и ставит их в рамки. Но на самом деле стандарт, напротив, дает им большую свободу, нежели раньше, - подчеркнула Елена Низиенко. - Образовательным учреждениям дается некая основа, каркас, а «поверх» этого школа уже самостоятельно разрабатывает свою программу с учетом своей миссии. Главное, чтобы все эти программы работали на реализацию стандарта.

Так если бесплатные предметы никуда не делись, простор для творчества школам оставили, то в чем же, собственно, изменения? В первую очередь, как выяснилось, в идеологии общего образования.

- Главная задача стандарта — сделать ребенка «гибким», чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, - утверждает разработчик ФГОС, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, доктор педагогических наук Александр Кондаков. - Даже сейчас на рынке востребованы профессии, о которых лет пять назад никто не слышал. А сегодняшние первоклассники окончат школу в 2021 году, и каковы будут требования нового времени, не знает никто.

Перемены коснулись и учебной литературы. Сейчас в федеральный перечень учебников включены системы книг по различным предметам, объединенные одним авторским коллективом, одной концепцией. Благодаря этому детям не придется все время переключаться с одной манеры изложения на другую. Необходимо также усовершенствование материально-технической базы. По словам Елены Низиенко, в российских школах традиционно не было особых требований к условиям, все силы бросались на результат. Из-за этого материально-техническая база обветшала. Директор департамента считает, что именно стандарт привел к тому, что сейчас начали выделяться солидные средства на создание условий, чтобы и у детей, и у педагогов были комфортные рабочие места.

- Премьер-министр Владимир Путин поднял вопрос о повышении учительских зарплат, причем такого, чтобы вывести размер жалованья на уровень средних зарплат по экономике в регионе, - рассказал министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. – Для этого в течение 2011, 2012 и 2013 годов правительство направит в субъекты федерации в общей сложности 120 миллиардов. Причем первая точка отсчета – 1 сентября 2011 года, а финишная – 1 сентября 2013 года, то есть на все про все дано два учебных года. Но подчеркну, что деньги эти пойдут не на зарплаты. Деньги, которые придут в регионы, нужно будет направлять на обновление школ, ремонт, закупку оборудования и так далее. И уже за счет высвободившихся средств субъекты федерации должны будут повысить заработок учителей.

Так, по словам Александра Кондакова, в сегодняшних школах каждый кабинет необходимо оборудовать автоматизированным рабочим местом учителя, такими же — хотя бы по одному на двух-четырех человек — для учащихся, и интерактивной доской.

Выходит, таких уж кардинальных изменений в обучении первоклашек ждать не приходится. ФГОС для «началки» - скорее комплекс мер, призванных сделать учебу детей более приятной, интересной и комфортной. Куда более серьезные перемены коснутся старшей школы, новые стандарты для 9 — 11 классов обсуждают до сих пор. Внедрять их планируют с 1 сентября 2013 года, и разработчики подчеркивают, что у них еще есть время, чтобы найти оптимальный вариант.
Источник: НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ