Детские информеры

 
 
 
 
 
 
 
              
 

Правильное питание школьника
Автор статьи: Мария Евсеева (ж-л "Здоровье школьника)

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для ребят, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник,
по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак - ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет - 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим
молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

 

 

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины
Витамин Асодержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

 

 

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

 


Как хвалить и как ругать ребёнка
Похвала - это не просто доброе слово. Это инструмент воспитания, владея которым, можно вырастить гармонично развитую личность. Дети чутко реагируют на комплименты и очень нуждаются в них. Не следует оставлять без внимания любое достижение ребёнка. Он познаёт мир, поэтому одобрение вызывает в нём стремление продолжать изучение. Научился держать ложку- молодец, помог бабушке вынести мусор- снова молодец. Важно, чтобы ребёнок знал за что папа и мама хвалят его, поэтому всегда озвучивайте малышу, что именно у него получилось.
Правильные слова.
«ты сам помыл свою тарелку, да ещё и помог маме убрать со стола- ты лучший дежурный по кухне!»
«мне очень приятно оттого, что ты первой здороваешься со знакомыми, говоришь спасибо и пожалуйста.»
«знаешь чему я так рада? Тому, что ты сама застелила постель, без моих напоминаний»
«как хорошо, что ты не испугался доктора. Это очень по-мужски».
«какой интересный вопрос ты мне сегодня задала. Рассуждаешь совсем, как взрослая».
Хвалю - значит уважаю.
Ребёнку важно чувствовать, что его любят, что ему уделяют внимание, верят в него, считаются с его мнением. В его голове сформируется мысль: если меня хвалят, значит, я поступаю хорошо. У детей, чьи родители отмечают их успехи, высокая самооценка и отсутствие комплексов. Ещё одним правилом является искренность лестных слов. Если вы будете хвалить малыша с иронической интонацией, он поймёт, что над ним скорее всего смеются. Но гораздо хуже похвала «на автомате», без эмоций. Некоторые взрослые предпочитают не хвалить детей, а давать им угощение или деньги. Но лакомство закончится, деньги будут потрачены, а осознание родительской любви и собственной значимости так и не придёт.
Здравая критика.
Многие родители не упускают возможность отругать ребёнка. Малейшая провинность вызывает в них бурю эмоций. Взрослым кажется очевидным решение в ситуации, которая заставляет маленького человечка крепко задуматься. Кто-то выплёскивает гнев, кто-то отпускает язвительные комментарии в адрес ребёнка, не считаясь с тем, что малыш столкнулся с чем-то сложным впервые в жизни. «ты вообще думаешь своей головой?»- говорим мы сыну или дочери, обвиняя ребёнка в том, что он забыл сложить разбросанные игрушки, хотя могли бы сказать так: «и куда делся мой послушный ребёнок? Игрушки почему-то лежат не на своих местах».
Если постоянно третировать детей колкими насмешками или эмоциональными угрозами, они только замкнуться в себе и будут точно так же отвечать вам, подражая вашим интонациям. Чтобы избежать ссор, лучше позовите малыша и спросите у него как он думает, почему мама сердится? Кроха сама всё расскажет, а после спокойно уберёт игрушки на место, и вы останетесь друзьями.
Кроме того, не придавая большого значения вредным привычкам сына или дочери, вы поспособствуете их быстрому исчезновению: скорее всего чадо их просто забудет спустя какое-то время.
Обозначить свою негативную позицию можно только по отношению к поступку, но не к самому ребёнку. Прежде чем начинать осуждать поведение малыша, выясните, почему он сделал именно так, а не иначе. Возможно, после этого потребность в воспитательной беседе пройдёт.
Ребёнок сильно переживает, когда родители говорят ему: «ты идиот», «у тебя дырявая память». Он чувствует себя неудачником, поэтому старайтесь не осуждать его умственные способности.
Если ваш сын или дочь совсем маленькие, добейтесь того, чтобы они осознавали, в чём виноваты. Угрозы здесь не помогут- кроха может не связать ваш крик с разбитой вазой и будет бояться вас, а не появления осколков на полу.
Слова критики должны быть сформулированы предельно точно. Не нужно говорить: «ты с ума сошёл, хочешь меня довести?» ребёнок не поймёт вашей размытой мысли, не поймёт за что именно его ругают. Гораздо эффективнее будет такая фраза: «когда папа говорит по телефону нельзя его отвлекать».
Ни в коем случае не бейте детей. Так вы только продемонстрируете свою слабость.
И помните если говорить ребенку, что он умный, красивый, способный, он и будет таким на самом деле. Отношение к самому себе формируется на основании отношения к нему родителей.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ( ГРИГОРИЙ ОСТЕР )

Отвечая на вопросы своих детей, не забывайте: все, что вы скажете, может быть использовано против вас.

Помните, что вы не только сами имеете право хранить молчание, но и можете велеть ребенку, чтобы он тоже хоть минуту помолчал.

Перед сном читайте ребенку не сказки, а нотации. Так он гораздо быстрее заснет.

Если после вашего ответа на его вопрос ребенок стал заикаться, скажите, что вы просто пошутили.

Если ваш ребенок требует второе пирожное, купите ему целый торт. И пусть это будет для него хорошим уроком.

Если вы спрятали от детей спички и сами не можете найти, потому что забыли, куда их сунули, спросите у детей - они покажут.

Не требуйте от детей невозможного. Сначала сами попробуйте доесть эту кашу.

Объясните своему ребенку, что он должен научиться вести себя скромно и прилично, чтобы никто не догадался о его истинных намерениях.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ДЕТЯМ ( ГРИГОРИЙ ОСТЕР )

Если не купили вам пирожное
И в кино не взяли вечером,
Надо на родителей обидиться
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так ходить по улицам,
А в дремучий темный лес отправиться.
Там вам сразу волк голодный встретится,
И, конечно, быстро вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное
И в кино возьмут вас вечером.

*** Если мама вам купила
В магазине только мячик
И не хочет остальное,
Все что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире,
И кричите букву: - А!
И когда, роняя сумки,
С воплем: - Граждане! Тревога!
Покупатели помчатся
С продавцами во главе,
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
- Забирайте все бесплатно,
Пусть он только замолчит!